Афанасий Ломонос, «Изгнание ведьм»

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский

Афанасия ломоноса. Афанансия береги-нос. Афанасьевские морозы.

Существовало поверье что только на «афанасьевские морозы» можно изгнать ведьм.

В старину на Руси поговаривали: «В Афанасьевский мороз и старик в припрыжку идет».

Если вороны летают и кружат стаями, то быть морозу.

Если в полдень светит солнце, то весна будет ранняя.

Коли на Афанасия разыграется метель, то весна будет затяжная.

Чистый закат солнца в морозную погоду предвещает, что морозы и дальше продлятся.

Сережки у луны предвестники пурги, вьюги и мороза.

Подмечали: Кто до Афанасия не успел посвататься — до Масленицы свадьбу не сыграет.

Ведьмы на эти морозы летают на шабаш, где память теряют от большого веселья. Поэтому в тот день занимались изгнанием ведьм. Ведьма влетает в дом через трубу, но как только колдун заговорит печные трубы, посыпет на них золу из семи печей, так сразу весь дом и двор освободятся от её проказ.

Обряды

Считалось, с этого дня ведьмы после от «излишнего веселия» на своём шабаше теряют память. Поэтому именно в афанасьевские морозы старались пригласить деревенских знахарей, те хозяева, к которым «повадится летать ведьма.

Приглашённый на изгнание ведьмы знахарь ночью приходит к зовущему, — знает о его приходе только большак-хозяин с хозяйкой, так как считается, что без соблюдения этого условия ничего не выйдет. В полночь знахарь приступает к выполнению обряда: начинает заговаривать трубы, так как «ведьмы влетают в жилье только этой дорогою». Под «князек» забивает он клинья, рассыпает по «загнетке» заранее собранную из семи печей золу и после этого отправляется к деревенской околице. Здесь он тоже сыплет золу, приговаривая невнятные слова никем не записанного заговора. Рассказывают, что ведьма, желая нанести кому-нибудь вред, влетает в трубу; но как только будет труба заговорена, то весь дом и двор уже свободны от её проказ. Знакомые с преданиями суеверной старины люди знают в точности и путь, избираемый ведьмами в их полётах на шабаш и с шабаша. Прежде всего летят они на полдень — к Лысой горе, а оттуда тянет их на закат. Западную изгородь сельскую и заговаривают знахари, призванные изгонять ведьм. Подлетит ведьма, только вылетевшая из заговоренной трубы, — сунется к изгороди, и тут ей свободного ходу нет: или бросится лихая за тридевять земель от села, или разобьёт себе голову, если только ступит голой ногою на рассыпанную золу семи-печную. Одаривают знахаря всяким добром за его мудреную работу.

У белорусов Смоленщины день считался гусиным праздником. С этого дня начинают кормить гусей зерном. Если в этот день была метель, которая, по мнению крестья олицетворяла летящий белый пух, то это расценивали как верную примету того, что в этот год выведется много гусят.

День Афанасия считался серединой зимы в отношении корма скотины. К дню Афанасия считался серединой стойлового периода. И если запасов корма оставалось более половины — крестьянин мог не волноваться и спокойно дожидаться весеннего выпаса. А вот если же оставалось меньше — тогда хозяин старался кормить более бережно. Белорусы святого Афанасия называли «защитником скота от морозов».

admin