Старая Рязань — небольшая деревушка на берегу реки Оки, в 60 километрах от современного города Рязани, чудом сохранившая название, которое носила когда-то столица одного из самых значительных па Руси княжеств. История возвышения и падения Рязани блестящая и короткая.
В X веке здесь впервые появились славяне, в XI веке уже существует город Рязань, век спустя он становится главным городом самостоятельного княжества, а в 1237 году город был сожжен. И хотя потом его частично восстановили, он вскоре уступил место первого города Рязанской земли Переславлю (нынешней Рязани). 134 года назад на городище Старой Рязани были впервые произведены раскопки. С тех пор они и ведутся с большими перерывами. С 1967 года Старая Рязань объявлена археологическим заповедником. Но, к сожалению, обширные планы благоустройства заповедника и создания здесь экспозиции пока остаются нереализованными. А в Старой Рязани многое можно было бы показать. Хотя на первый взгляд, кроме валов на поверхности городища, ничего нет, все скрыто под землей.
В 1968 году археологи раскопали фундаменты упоминаемого в летописи Спасского собора. Церковь была разрушена в XIV веке, ее остатки окончательно уничтожили пять столетий спустя местные жители, бравшие кирпич и камень на свои постройки. На долю археологов пришлись только заполненные белокаменной щебенкой рвы фундаментов. Но и этого оказалось не так уж мало. На зеленом травяном ковре белым вычерчен в натуральную величину план большой четырехстолпной церкви с тремя притворами. Можно себе представить, какой была эта церковь в XII веке, так как план обнаруживает полное сходство с сохранившейся смоленской церковью Михаила Архангела. Некоторые детали (форма фигурных кирпичей, клейма и т. и.) подтверждают, что это были церкви-близнецы, построенные по одному плану и, возможно, одними и теми же мастерами. Решено фундаменты церкви оставить открытыми для обозрения. Рязанская реставрационная мастерская взялась их укрепить и сохранить от разрушения. Можно сделать макет Спасского собора и поставить его рядом с его остатками так, чтобы посетитель мог представить себе, каким было это каменное здание. Под землей находятся остатки еще двух каменных соборов Старой Рязани (Успенского и Борисо-Глебского).

Серебряное «писало». Найдено в жилище. Острием писали по покрытой воском дощечке (или на бересте), лопаточкой можно было стереть написанное. Раскопки 1970 года.
Археологи открыли их и вновь засыпали землей, так как не было другого способа сохранить. Если опыт со Спасским собором будет удачным, можно будет открыть и законсервировать и другие церкви. Сложнее вопрос, как представить в экспозиции остатки жилищ. Они были деревянными, а дерево в Старой Рязани почти не сохраняется. В следах, отпечатавшихся в глине бревен, в угольках и горсточке золы археологи умудряются распознать и деревянное покрытие пола, и стропила крыши, и другие детали устройства дома. Но это видят только археологи. Они чертят, фотографируют, а вслед за этим пожираемые солнцем и ветром следы деревянных построек исчезают, превращаются в серую пыль. Гораздо лучше прослеживаются полуземляночные постройки. В земле четко вырисовываются очертания постройки, оранжевое пятно обожженной глины указывает на место, где находилась печь, угловые столбы, поддерживавшие крышу, обнаруживаются по ямкам, оставшимся в местах, где они были закопаны, видны ступеньки входа, подпольные ямы и т. д. Это уже могут увидеть не только археологи. Но могут увидеть тоже только во время раскопок. Потом мы все засыпаем землей. Можно было бы оставить открытым, но как сохранить? Техника консервации не разработана. Говорят, что можно залить эпоксидной смолой. Но никто не пробовал. Можно построить над землянкой легкий павильон, но его нужно удачно спроектировать, построить и, главное, потом сохранить — сторожить. Наконец, можно, основываясь на археологических данных, реконструировать жилище и построить его макет в натуральную величину. Итак, несколько «можно», а пока мы засыпаем наши раскопы землей. В особенности обидно было, что не удастся сохранить комплекс из двух полуземлянок, открытых на раскопе 13 в этом году. Они, очевидно, принадлежали ремесленнику-металлургу. В одной из них, служившей производственным помещением, открыта печь, найдены сопла (глиняные трубки, на которые надевался мех для воздушного дутья) и множество кусков железного шлака и криц (кусков губчатого железа, полученного в сыродутном горне). В другой сообщающейся с производственным помещением полуземлянке прослежены угловые и боковые столбы, поддерживавшие крышу, ямки от столбиков плетня, из которого были сделаны стены и внутренняя перегородка, найдены остатки печи, небольшой предвечной ямы. На полу землянки также было много шлака и крицы и неожиданно найдена серебряная монетная гривна (слиток серебра весом около 200 г). Для ремесленника такая гривна представляла большую ценность. Вряд ли он ее потерял. Вероятно, владелец мастерской погиб во время татарского нашествия, сгорела и его землянка. Термин «землянка» может вызвать недоумение. Рязань была большим процветающим городом, ее жители умели строить великолепные каменные храмы. Почему же они жили в землянках? Прежде всего следует сказать, что представление о древнерусской землянке или полуземлянке как каком-то примитивном жилище, похожем на первобытные постройки каменного века, неверно. Просто этим термином обозначают жилище с полом, находящимся ниже поверхности земли, и такое устройство связано с традициями, идущими с юга, в то же время встречаются и наземные жилища с полом, лежащим на поверхности земли или даже приподнятым. И тот и другой тип жилища раскопан в Старой Рязани. Только в наших раскопках изучено свыше 40 жилищ. Среди них замечательна усадьба рязанского боярина, погибшая во время штурма Старой Рязани, 21 декабря 1237 года, и раскопанная в 1966—1969 годах (руководитель.раскопок В. П. Даркевич). Это большой бревенчатый дом (длина 13 м, ширина около 7 м) с двумя помещениями: жилой избой, в которой была сложенная из кирпичей печь, и холодными неотапливаемыми сенями, почти равными избе по площади. К дому примыкали хозяйственные постройки, клети, служившие амбаром для хранения сельскохозяйственных продуктов и кладовой для инвентаря. В них найдены скопления обугленных зерен ржи, ячменя, проса, обломки амфор и пифосов, две косы горбуши, замок, ключ и др. С южной стороны— постройки скотного двора. На дворе усадьбы найдены хозяйственные и зерновые ямы со стенками, обмазанными глиной, и с дощатым полом. Часть двора вымощена деревянными плахами.
О богатстве обитателей усадьбы говорят три клада серебряных украшений, закопанных в землю и найденных нами. Закапывали зимой, второпях и потому вырыли в земле неглубокие ямки (0,25—0,4 м); один клад нашли в 1966 году в пяти метрах к северу от дома. Вещи были завернуты в полотняную ткань: два слитка серебра, два витых из проволоки браслета и два серебряных с чернью и позолотой наруча, на которых выгравированы гусляр, скоморох с дудкой, пляшущая девушка, грифоны, сирины, лев и стилизованные растения. Другой был найден в 1967 году во дворе дома. Он, по-видимому, находился в деревянном, окованном железом ларце и сильно пострадал от огня. В состав клада входила большая серебряная подвеска со свисающими цепочками, низка из тисненых серебряных колодочек, 6 серебряных трехбусинных «аграфов» (вероятно, служивших для декорировки нижней части женского головного убора), обломки серебряного звездчатого колта, маленькие — нашивные бляшки, ромбовидные привески и моток серебряных нитей. И, наконец, третий клад был расчищен у юго-восточного угла жилой половины здания в тем же 1967 году. Он тоже побывал в огне, вещи стали хрупкими и разрушились. У составе клада было 10 трехбусинных височных колец из серебра.
Очень частой находкой являются обломки стеклянных браслетов. Но такого обилия их, как на территории этой усадьбы, не было встречено никогда даже в Старой Рязани. Только в 1967 году у нас было около тысячи обломков. Стеклянная посуда в Древней Руси была большой редкостью. Она ценилась дорого, и большей частью ее везли из других стран. На территории усадьбы найдены обломки сосудов киевской работы и привезенных из крупных центров средневекового стеклоделия — Коринфа, Константинополя, Египта, Сирии, с острова Кипр и др.

Костяной кружок, шашка с изображением воина. Найден при раскопках боярской усадьбы. Раскопки 1969 года.
Открытие усадьбы рязанского боярина XIII века — одно из наиболее важных событий в работе экспедиции, но вместе с тем это лишь один из многих объектов исследования. Среди других научных задач экспедиции — изучение топографии Старой Рязани, и прежде всего социальной топографии этого города. Рязань не сразу стала тем большим городом, остатки которого мы изучаем. Первоначальное поселение на северном мысу городища, где впервые появились славяне, было очень небольшим. Потом поселение значительно расширилось, его обнесли валом и рвом. Так появился детинец — крепость и место жительства князя и части горожан. В XII столетии стали селиться за стенами детинца, возник окольный город, который тоже обнесли стенами. На набережной Оки между двумя каменными храмами обосновался квартал богатых. Но любопытно: и в детинце, и на окольном городе найдены многочисленные мастерские ремесленников, как будто живших вперемежку с воинами и боярами. По всей территории городища вблизи жилых домов встречаются отдельные погребения и кладбища. На первый взгляд это вызывает недоумение. Однако изучение погребений многое объясняет. Часть из них — это остатки курганных захоронений XI века, совершавшихся здесь до того, как город распространился так широко. Часть — остатки кладбищ при церквах. Но множество скелетов, небрежно брошенных в жилищах или захороненных в братских могилах,— это жертвы татарского нашествия. Изучить топографию Старой Рязани, наметить место торга, ремесленные и аристократические кварталы, древние и поздние кладбища — словом, представить себе, каким был этот большой русский город, один из крупнейших в Восточной Европе, не так просто, если учесть, что территория его очень велика и пока раскопана едва ли одна сотая ее часть.
Высокие валы и рвы, окружающие город с напольной стороны, хорошо сохранились и поныне, но в западной части городища, возвышающейся над поймой Оки, они совсем не видны. Да и были ли они там? Не защищал ли город просто крутой, почти отвесный склон городища? Оказывается и здесь были вал и ров, правда, внутренний, образовавшийся при насыпке вала. На валу стояла деревянная стена, а во рву находились бревенчатые постройки наподобие «жилых стен».

Колт с черненым изображением фантастического чудовища. Из клада 1970 года. (Слева).
Серебряная подвеска. Из клада 1967 года.
(Справа).
Самой значительной вещевой находкой в Старой Рязани в этом году был клад серебряных украшений и гривен. Весной житель города Спасска пахал на Старорязанском городище землю под картофель, нашел серебряный браслет и две подвески. С приездом экспедиции он передал нам свою находку, но не указал точное ее место. Поиски на картофельных полях привели к находке еще одного предмета — серебряной позолоченной подвески с изображением святого в княжеской шапке, по-видимому, князя Глеба. Было решено заложить на месте находки раскоп. В первых же лопатах земли попались серебряные предметы. Пришлось перейти на раскопки ножами, чтобы не пропустить ни одного мельчайшего обломка. Всю землю на площади 140 квадратных метров перебирали руками. Часть вещей была повреждена плугом. Основная концентрация находок была на площади в 8 кв. метров. Наиболее тяжелые вещи были оттащены плугом на 10—12 метров в сторону. Восемь дней вскрывали клад. Под слоем земли, в котором находился клад, были обнаружены погребения, а еще ниже — вышеописанные землянки металлурга. Клад состоял из 103 целых серебряных предметов и 53 обломков.
Все эти вещи — непревзойденные шедевры ювелирного искусства Древней Руси: серебряные позолоченные медальоны и массивные витые браслеты с вставками из цветной пасты, колты-подвески с изображением фантастических чудовищ, множество серебряных бус, красивые височные подвески разной формы. Для того чтобы представить себе сложность и кропотливость работы ювелира, следует заметить, что он напаивал на колты — полые пяти- и шестилучевые подвески — около 5000 отдельных зерен. Но этого мало. Чтобы усилить игру света и тени, под каждое зерно подкладывалось колечко, изготовленное из проволоки диаметром 0,2 миллиметра. Не менее сложна работа по изготовлению трехбусинных подвесок-серег. На серебряную проволоку, один из концов которой расклепан и служит застежкой, напущены три бусины, украшенные тремя розетками, состоящими из шарика посредине и треугольников из зерни вокруг него. Между бусинками проволока обмотана сканью. Сходный по составу вещей, но гораздо более бедный клад был найден нами двадцать лет назад, в 1950 году. До этого клад серебряных вещей в Старой Рязани нашел, копая землю в 1868 году, крестьянин, другой обнаружен в 1887 году при случайном обвале земли после дождя. Самый замечательный клад был найден крестьянином, пахавшим землю в 1822 году. Он состоял из золотых предметов (общим весом 2 807,5 г) высокой художественной ценности. Ныне он хранится в Оружейной палате и известен под названием «Рязанские бармы». Клады Старой Рязани — яркое свидетельство изумительного искусства древнерусских ювелиров. До нас дошла лишь небольшая часть художественных сокровищ Рязани, но и то, что дошло, неопровержимо доказывает высокий уровень местного художественного ремесла, его удивительную близость к культуре таких знаменитых древнерусских городов, как Киев и Чернигов. Трудно сказать, сколько еще сокровищ скрывает рязанская земля. Ведь и клад этого года нами открыт еще не полностью: мы не нашли многих вещей, от которых сохранились обломки. Раскопки будут продолжаться.

ВЕЩИ, НАЙДЕННЫЕ ЛЕТОМ 1970 ГОДА
1. Серебряные позолоченные подвески.
2. Звездчатые колты и трехбусинные сережные подвески.
3. Серебряные бусы.
4. Серебряные браслеты и каменные кресты в оправе из серебра с зернью.
Для истории русского ремесла, истории искусства, истории костюма вещевые клады являются богатейшим источником. Но, как видит читатель из рассказанного выше, не только кладами знаменита Старая Рязань. Археологические исследования помогли правильно оценить значение Рязани в истории культуры Древней Руси. Этот город стоял по хозяйственным, культурным, художественным достижениям в ряду с прославленными древнерусскими центрами — Киевом и Новгородом.
Доктор исторических наук А. Монгайт, Наука и жизнь, 1970 г., №11