Загадки орских курганов

Карта расселения сарматских племен

Карта расселения сарматских племен

«За рекою Танаисом,— пишет греческий историк Геродот,— уже не скифская земля; первый из тамошних участков земли принадлежит савроматам, которые от Меотийского озера занимают пространство на 15 дней пути к северу; во всей этой земле нет ни диких, ни садовых деревьев». Так из уст одного из самых выдающихся людей античного мира мы узнали впервые о таинственном кочевом народе — савроматах. Их родина лежала к востоку от Скифии.

Там, в ковыльных далях задонских, заволжских и приуральских степей, уже в VII веке до н. э. они разбили свои кочевья. Савроматская степь жила своей особой, напряженной жизнью. Она видела массовые передвижения бесчисленных кочевых орд, расцвет и гибель могущественных племенных союзов. Но обо всем этом до античных форпостов цивилизации в Северном Причерноморье доходили лишь самые скудные сведения.

Что знали мы еще совсем недавно о савроматах? Удалые воины-наездники, они были связаны родственными узами с самым могущественным племенем Скифии — царских скифов. По преданию, савроматы говорили на «испорченном» скифском языке, на том самом языке, который был распространен среди кочевых иранских племен, населявших в ту пору громадные пространства Евразии. После IV века до н. э. они выступают уже в новом обличье — под именем сарматов. Воинственные сарматские союзы племен аорсов, языгов, роксоланов, сираков и аланов перешли Танаис (Дон) и, словно всесокрушающий смерч, двинулись на запад. Под их ударами во втором веке до н. э. пала некогда непобедимая Скифия. Они захватили предкавказскне равнины, Тамань. Под их власстью оказались все греческие города-колонии на берегах Северного Причерноморья. Подхваченные потоком «великого переселения народов», сарматы вместе с другими варварами прошли всю Европу вплоть до Испании, а их воины вели борьбу не на жизнь, а на смерть с рабовладельческим Римом.

Но прошли века. Ушли в прошлое воспоминания о далеких и славных походах. И некогда могущественный народ, в свою очередь, становится жертвой вражеского нашествия: новые полчища кочевников, пришедших из глубин Азии — тюркоязычные гунны, — стерли Сарматию с лица земли. Народ ее не исчез бесследно. Частично сарматы смешались с северокавказскими племенами, частично со славянами, но больше всего оказалось их среди тюркоязычных народов юга Евразии. А их язык, хотя и в измененном виде, сохранился до наших дней у осетин — прямых наследников сарматской культуры.

То, о чем говорилось выше, в значительной мере основано на высказываниях греческих и римских авторов. Но за последнее время все более активную роль в решении многих исторических проблем древней истории начинает играть археология. Ее успехи очевидны. И савроматы-сарматы отнюдь не являются здесь исключением. Советские археологи успешно изучают сарматские курганы, расположенные в Поволжье и Приуралье — самом центре их прежних владений.

Одна из курганных групп под Орском (близ поселка Новый Кумак), насчитывающая около полусотни насыпей, давно уже привлекала внимание исследователей. В течение трех полевых сезонов (1958, 1959 и 1962 годы) ее изучала Оренбургская экспедиция Института археологии Академии наук СССР под руководством кандидата исторических наук М. Г. Мошковой. В те годы экспедиция раскопала свыше 20 курганов. Эта возвышенность была большим кладбищем, где производились захоронения на протяжении почти трех тысяч лет (от II тысячелетия до н. э. до ХII века н. э.). Самые выразительные материалы дали сарматские могилы V — IV веков до н. э. На эти века приходится наивысший расцвет ранних приуральских сарматов, из недр которых вышли аорсы — одно из самых могучих сарматских объединений, упоминаемых греческим географом Страбоном.

Алебастровый сосуд

Алебастровый сосуд был сделан в Египте

Летом 1971 года тут пришлось возобновить археологические раскопки. Дело в том, что случайно были выкопаны сарматские вещи и среди прочих находок оказался и алебастровый сосуд, изготовленный в Древнем Египте. На боку он имеет иероглифическую надпись: «Артаксеркс, царь великий». (Известно, что персидский царь Артаксеркс I правил с 405 до 424 года до н. э.) Древнеегипетские вещи и ранее находили на территории СССР, но только не у сарматов Южного Приуралья.

Кроме того, на плечике этого сосуда обнаружена полустертая надпись того же содержания, составленная на трех языках: древнеперсидском, эламском и аккадском (вавилонском). До сих пор подобных сосудов с именем Артаксеркса I, по данным французского ученого Ж. Познера, в странах Ближнего Востока известно было всего пять. Наш сосуд — шестая находка в мире и первая древнеегипетская вещь с надписями подобного рода из глубинных степей Евразии. Кроме того, к великой радости археологов, эта надпись точно указывает на время совершения раннесарматских захоронений под Орском: V век до н. э.

По сигналу старшего научного сотрудника Оренбургского музея С. А. Попова Оренбургская археологическая экспедиция в июле 1971 года возобновила исследование Орских курганов. Менее чем за месяц раскопано 10 земляных насыпей. Одиннадцатый курган, насыпанный в IV веке до н. э., самый высокий (его высота — 2,7 метра при ширине более 40 метров), по ряду причин пока исследован наполовину. Под его насыпью удалось проследить перекрытие из коры над захоронением знатной и богатой семьи. Главная могила уходит в еще не раскопанную часть кургана и будет исследована в следующем полевом сезоне. В другой могиле погребена знатная женщина с бронзовыми серьгами и ожерельем из красивых каменных и стеклянных бус. Рядом с ней лежало круглое каменное блюдо жертвенник, большое бронзовое зеркало и гадательные камни, а также бронзовый наконечник стрелы н металлические бляхи уздечки в виде фантастических животных. Кто она? Состав вещей указывает на то, что эта женщина была, вероятно, жрицей или шаманкой. На жертвеннике она возжигала священный огонь (сарматы были огнепоклонниками). Древние историки сообщают, что женщины у сарматов пользовались большим почетом. Многие из них были жрицами. Они отличались особой воинственностью, носили оружие (мечи, колчаны со стрелами), а в случае необходимости вступали в бой и были прекрасными наездницами-амазонками. Согласно античным источникам, сарматская девушка не выходила замуж до тех пор, пока не убивала хотя бы одного врага. Иногда сарматов называли даже «женоуправляемыми». Древние легенды об амазонках, переданные античными писателями, связывали их существование с различными территориями: то помещали на периферии древнегреческого мира, то в Малой Азии, то на Кавказе. И только археологи обнаружили эту интересную черту у ранних сарматов Приуралья. Более 20 процентов женских могил содержит оружие, главным образом колчаны с бронзовыми наконечниками стрел. Здесь счет родства шел по материнской линии. Матриархальные черты сохранялись у сарматов до последних веков до н. э.

Навершие гривны

Навершие гривны — голова круторогого козла

На перекрытие из коры соплеменники положили самое дорогое имущество знатного сармата — уникальные предметы из золота и серебра, вещи высокой историко-художественной ценности. В их числе особенно выделяется массивная золотая гривна — шейное украшение в виде дважды согнутого обруча. У многих народов древности гривна была и знаком высокого достоинства и богатства. Общий вес гривны — 785 граммов золота. Неизвестный мастер украсил концы гривны фигурками скачущих круторогих козлов. Рядом с этим превосходным предметом найдена какая-то разбитая вещь из листового серебра (ритон) в виде лежащей лошади.

При внимательном рассмотрении поражает тонкость работы, наблюдательность и виртуозность исполнения животных. Вряд ли эти предметы были созданы сарматами: они работали совсем в другом художественном стиле. Техника изготовления, мотивы— весь круг этих аналогий ведет нас к Ближнему Востоку, а точнее, к ахеменидскому искусству Персии.

Чаша Атромира

Серебряное иранское блюдо с надписью «Чаша Атромира», найденное в кургане у с.Прохоровка, Оренбургской области. Рубеж IV-III вв до н.э.

Изделия древних мастеров Ближнего Востока не раз находили в могилах богатых сарматов Южного Приуралья. Это и серебряные блюда-фиалы, одно из которых имеет иранскую надпись «Чаша Атромира», и бронзовое зеркало с религиозной сценой, ахеменидская каменная печать в золотой оправе со сценой борьбы человека (царя) со львом, сосудики из пестрого «финикийского» стекла, золотые украшения, стеклянные и каменные бусы и др.

Каким образом попадали они так далеко на север? Несомненно, что посредником в этой торговле выступала Средняя Азия и особенно Хорезм, которые в VI—IV веках до н. э. составляли отдельные сатрапии державы Ахеменидов. Среднеазиатский импорт в виде сосудов, в том числе и хорезмийский, хорошо представлен в ряде сарматских могильников Оренбургской области и Башкирии.

Вероятно, действовал караванный путь из оренбургских степей вдоль но рекам Эмбе, Узбою и Аму-Дарье. Подтверждается это и сообщениями античных авторов. «Верхние аорсы» Страбона, первоначальное ядро которых, но моему мнению, сложилось уже в V—IV веках до н. э. где-то в оренбургских степях, завладев «большей частью Каспийского побережья… торговали индийскими и вавилонскими товарами, получая их от армян и мидян и перевозя их на верблюдах». Так было к рубежу нашей эры. В те же времена, к которым относятся наши находки, караваны сарматов медленно тянулись через сыпучие пески и цветущие оазисы Средней Азии в Иран и подчиненный ему Египет.

Однако дело не только в торговле. Такие находки, как ахеменидская печать с царем, борющимся со львом, или орский сосуд с именем царя Артаксеркса, который был изготовлен в царских мастерских, могли быть скорее всего дарственными предметами. То же и в отношении гривны. У нас есть основания полагать, что сарматские воины были в составе войск Ахеменидов и сарматские вожди как союзники могли получать от них дары, подобные тем, которые были обнаружены в кургане под Орском.

Доктор исторических наук К.Смирнов, «Наука и жизнь», №12, 1971 г.