Русские монеты периода удельных княжеств поражают разнообразием сюжетов, которые использовали резчики штемпелей. Когда в 60— 70-х годах XIV века обозначилось ослабление власти ханов Золотой Орды, наиболее сильные из их вассалов на Руси — Дмитрий Иванович Московский и Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский — первыми получили право на собственную монетную чеканку. Позднее это право распространилось и на младших представителей названных княжеских семей, сидевших по уделам. Стали чеканить свои монеты вслед за ними также князья рязанские, ростовские, ярославские, тверские и другие. По примеру княжеств Северо-Восточной Руси начали в 20-х годах XV века выпуск собственных серебряных денег Новгородская и Псковская феодальные республики.
Увеличение числа центров чеканки сопровождалось расширением сюжетов, использовавшихся резчиками монетных штемпелей. Этому весьма способствовало почти повсеместное (за исключением, по-видимому, только Новгорода и Пскова) распространение практики отдачи князьями права выпуска денежных знаков на частный откуп. При таком порядке организации эмиссии только надписи на монетах, призванные заверять их качество, включали, как правило, обязательный элемент официального характера: обычно это титул и имя правителя или подпись монетного мастера (откупщика). Изображения же на русских удельных монетах второй половины XIV—XV века появляются самые разные.
Правда, специалисты, систематизируя их, смогли наметить некоторые основные закономерности. Подавляющее большинство сюжетов монетных композиций можно свести в две группы:
- «связанные по смыслу с функцией монеты как платежного средства, с правовыми и иными аспектами денежного обращения и монетной чеканки»,
- «отражающие идею власти, осуществляющей чеканку».
К первой группе относятся изображения денежника за работой, устрашающие сцены казни фальшивомонетчиков. Во вторую группу входят: композиции с человеческой фигурой, сидящей на троне и держащей символы власти; изображения венценосного всадника; условные «портреты» государя и т. д.
Но встречаются на удельных монетах, как неоднократно отмечали исследователи, и иные сюжеты: реальные звери и птицы, зооморфные фантастические существа (двуглавый орел, птицы-сирины), условные геральдические фигуры (например, родовые знаки-тамги рязанских и пронских князей), кресты, орнаментальные плетенки восточного типа и многие другие.
Можно с уверенностью говорить сразу о нескольких источниках заимствования сюжетов русскими денежниками. Мастера-монетчики широко использовали всевозможные героические мотивы и феодально-рыцарские атрибуты, связанные с прославлением личности правителя и символикой княжеской власти. Привлекались популярные литературные произведения и ходовые фольклорные образы. Копировались произведения изобразительного искусства. Среди последних особую роль играли личные прикладные печати князей (недаром на удельных монетах часто встречается надпись: «Печать князя такого-то»). В качестве печатей на Руси, как и в других странах средневековой Европы, а также на Ближнем Востоке, служили иногда античные геммы.
Именно такой резной камень древнегреческой работы и послужил прототипом для одной, совершенно необычной композиции на серебряной деньге московского великого князя Василия Васильевича Темного, правившего с 1425 по 1462 год. На оборотной стороне монеты (аверс которой несет княжеский титул и имя) изображено странное существо с головой и телом льва. Из середины спины его поднимается вверх еще одна шея, увенчанная козьей головой. Изогнутый львиный хвост оканчивается головой змеи. Из разинутой пасти чудовища извергается нечто, похожее на пламя. У его ног — поверженная человеческая фигура лицом вниз.
Это фантастическое животное имеет все признаки единственного отождествляемого с ним существа во всей мифологии и изобразительной традиции Старого Света — а именно Химеры. Страшное огнедышащее чудовище, губившее людей, но потом побежденное героем Беллерофонтом с помощью крылатого коня Пегаса, согласно древнему мифу, было помесью льва, козы и змеи. Его изображения эллинские мастера мелкой пластики помещали не только на геммах. Они встречены также на монетах некоторых древнегреческих городов, в частности Коринфа — родины Беллерофонта во Флоренции. Сохранилась и бронзовая фигура Химеры античной работы.
Кандидат исторических наук А. МОЛЧАНОВ, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.