Емельяны Перезимники. Емеля Кумишный. Омельян — Божьим светом осиян.
В Белоруссии говорили: «До обеда Коляда» — окончательно прощались со Святками. До обеда не работали, а после обеда уже брались за отложенные занятия.
Коли на Омельяна подует от Киева (юга) — лето грозное.
На Руси в этот день было принято угощать кума с кумой, считалось, что это приносит здоровье детям.
А они в ответ, приносили кусок мыла и полотенце со словами: «Вот тебе, кума, мыльце да белое бельице для крестника».
При купании дитя, мылили его этим мылом да приговаривали мол:
— «Царь морской, да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот, на здравие раба Божья (имя дитя), на чистоту его, на красоту его».
— «С гуся вода, а с сыночка (дочки) — худоба (под худобой имелась в виду болезнь).».
В старину в длинные тёмные и холодные вечера сказывали: «Мели, Емеля, твоя неделя».
Если же ясный день, то сулил он засушливое лето.
Обряды и традиции
По многим местам существовал обычай — угощать на Емельяна-Василису кума с кумой: это, по примете, приносит здоровье крестникам. А кум и кума, приходя в званый дом, приносили в подарок брусок мыла и полотенце и, вручая, говорили: «Вот тебе, кума, мыльце да белое белильце для крестника». При первом же купании ребёнка надо было использовать это мыло, а обкатывая водой сказать: «Царь морской, да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот, на здравие раба божия (имя рек), на чистоту его, на красоту его»; «С гуся вода, с Иванушки худоба!».
Розданным день называли, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество.
По словам народных лекарей — кого треплет неотвязная застарелая лихорадка, того, можно вылечить в этот день «травой-лихоманником» (она же: соколий-перелёт, толстушка, ископыть, козак, семиугодник, уразная, лиходей, Петров-крест, сердечная); в Вятской губернии звали эту траву «Василисой».
В долгие зимние вечера рассказывали истории да сказки, говорили: «Мели Емеля, твоя неделя!».
Украинцы считали, что в этот день ничего нельзя делать. В средней полосе России присматривались к ветру и гадали о погоде летом.
Полещуки говорили про этот день: Тiк i притiк починок приволiк — с этого дня женщины могли вернуться к своим работам по прядению и ткачеству, и в ознаменовании этого они украшали прялки, с которыми обходили село, а затем в складчину устраивали пирушку.
Чешские поговорки говорят, что с этого дня заканчивалось мясное изобилие на столе: «На святого Северина вешай (убирай) мясо до комина» (чеш. Na svatého Severína věší se maso do komína) и крепчают морозы — «Со святой Базилисы зима повсюду веет холодом» (чеш. O svatým Bazilišy zima všudy čiší)[12], «Со святого Эрхарта зима идёт на подъём» (чеш. O svatém Erhartu zima zebe do nártu).