На Трифона заговаривали мышей, чтобы уходили из избы и амбаров. Ночью звёзды ожигают. Человека, глядевшего в эту полночь на звёзды, потом трясучка изводила.
Трифонов день. Трифон Звездистый. Трифон с кошкой.
Каков Трифон, таковы и оставшиеся дни февраля.
Февраль — месяц свадеб, девушки молились Трифону, чтобы он послал им жениха.
В старину на Руси заклинали мышей на Трифона, чтобы они не портили скирды.
Если ветер сильный и холодный, то и весна не будет баловать теплом, а лето будет дождливым.
Если на улице штиль, то весна будет тёплой.
Если небо на Трифона звёздно — весна поздняя.
Звездопад на Трифона предвещает тихую весну.
Если под вечер небо покрывается туманным слоем прозрачного белого облака, то жди хорошую погоду.
Если на Трифона идёт снег — весна будет дождливая.
Если в Трифонов день холода начнутся — весна будет поздняя и холодная.
На Трифона заговаривают мышей.
На Трифона звездисто — поздняя весна.
Трифон Мышегон
Святому Трифону молятся при нападении вредителей на посевы и насаждения. В числе прочих недугов и напастей святому молятся о покровительстве семейного очага, любви и мира супругов, в скорби, в грусти и унынии, о хороших женихах и невестах, об избавлении от храпа, глазных болезней, о прогнании лукавых духов от человека, об избавлении от чародеяний.
На Руси на Трифона мышей и мышарники заговаривали. Мышарники — это места, где мыши находили себе пропитание и тепло.
Шёл знахарь со своей кошкой к стогам с мышарниками. Там он вынимает из средины заклинаемого по снопу (или по клоку, если дело идет о сене) со всех четырёх сторон, «с четырёх ветров», бережно складывает всё это в кучу — с особыми нашёптываниями — и несёт в избу к пригласившему его домохозяину. Здесь принесённое помещается в чисто-начисто выметенную, жарко натопленную перед тем печь и разжигается накаленною докрасна кочергою. Остающаяся после сожжённых снопов или клочков сена зола тщательно выгребается и переносится на гумно, где и всыпается в те места, откуда были вынуты снопы. Знахарь, всыпав золу в надлежащие места, читал специальные заговоры. Считалось, что после этого уводил их мышиный царь прочь.
Трифону сельские девицы молились о женихах — вероятно потому, что февраль — свадебный месяц.
Примечали погоду в этот вечер: если небо будет звёздным, то считали, что зима ещё долго продолжится и весна будет поздняя.
Трифон Зарезан
В Болгарии, Македонии и восточной Сербии праздник назван народом Зарезан или Орезач, так как отмечается во время первой обрезки виноградника. У южных славян широко распространено предание о Трифоне и Богородице, которой посвящён следующий день и которые считались братом и сестрой. По легенде Богородица прокляла Трифона за оскорбление, нанесённое ей и младенцу по дороге в церковь, после чего святой отрезал себе нос. Есть и иная версия: Трифона называют Зарезаном, потому что когда он подрезал лозу, будучи порядком выпивши, вместо лозы порезал себе нос. Поэтому другое народное название — Трифон-пьяница. Праздник входит в цикл трёх последовательных дней, известных как Трифунцы (1, 2, 3 февраля).
На Трифона в болгарских храмах звучит особая молитва. В ней прихожане называются «лозой Господней», а мольба обращается о том, чтобы «благодать снизошла на каждую лозу», то есть на каждого прихожанина. В храмах освящается вода, в некоторых местах, читают специальную молитву от вредителей.
В этот день вино льётся без ограничений. На трапезу каждый несёт флягу с вином, в которую опускаются виноградные веточки. В конце угощения развеселившиеся и хорошо угостившиеся мужчины отправляются в село. В соответствии с обрядом обходят дома, где их снова угощают вином. «Царя» несут на руках, при этом постоянно поливая вином. «Как вино льётся, так пусть лозы растут», — приговаривают все.
В церковной живописи сербских и болгарских этнических районов святой изображается в виде юноши, который держит специальный нож для подрезания лозы. Болгарский праздник виноградарей считается остатком культа фригийско-фракийского бога плодородия и природы Сабазия (Диониса). Болгары про этот день говорят: «Св. Трифон вкладывает голову в землю и она начинает согреваться» (болг. Св. Трифон забива главата си в земята и по този начин я затопля), то есть с этого дня природа начинает готовиться к весне.