Игнатий Богоносец, Оберег дома

В этот день дом оберегали. Игнатию Богоносцу молебны служили, чтобы дом беречь от всякой напасти. Дому надо было обязательно поклониться.

В этот день почитают Иоанна Кронштадского, которому молятся о просвещении разума, научении духовной грамоте, о помощи в трудном учении, во всякой семейной и бытовой нужде и в болезнях, а также об избавлении от пьянства. Также чтут Леньковскую (Новгород-Северскую) икону Божией Матери «Спасительница утопающих», списы с которой считались оберегом в путешествии по водам.

День предваряет или открывает рождественско-новогоднюю обрядность, может служить началом отсчета нового года и увеличения дня.

Южные славяне для лучшего урожая яблок трясли и «запугивали» фруктовые деревья.

Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский

Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский

В Болгарии в этот день ожидали полазника, которым нередко был лучший работник в семье. Он вносил в дом зеленую ветку и разводил в очаге огонь (ю.-з.-болг.). Для полазника хозяева готовили угощение и щедро одаривали. По мнению Георгия Велева традиции полазника связаны с тем, что этот день связан с зимним солнцестоянием и активной подготовкой к встрече Рождества. В сам Игнатов день не разрешалось заквашивать тесто, это следовало сделать накануне, и тогда она приобретала магическую силу. Для этого исполнялось обрядовое «бдение около закваски» (карауленье, сохранение) 12 дней — с Игната до Васильева дня 1 января. Ночью в тайне от всех собирались женщины и девушки; пока другие играли «хору», две девушки — обязательно первый и последний ребенок в семье — замешивали закваску, стоя спиной к корыту. Женщины, знающие травы и заговоры, бросали в муку растёртые лекарственные и магические растения, угли от орешника, явора и дуба. 3акваску заворачивали в полотенце и стерегли всю ночь, а остальные всё время танцевали хоро. В Васильев день все участницы обряда получали по куску теста-закваски. Его высушивали на свежем воздухе и хранили как большую ценность, т. к. верили, что он может изгнать из тела болезни, а из дома — зло и нечистую силу, сохранить обитателей дома от сглаза; женщину, которая носит при себе такую закваску, будут все любить, а девушка быстро выйдет замуж. Рождественский хлеб также предпочитали готовить на такой закваске.

Сербы для успешного разведения домашней птицы в этот день кормили её в круге, сделанном из стебля ежевики (Болевац). У сербов Скопской Црной Горы в Игнатов день пришедший в дом пастух шёл на четвереньках, изображая наседку, и говорил: «Ква, ква, ква», а дети («цыплята») ему отвечали: «Пив, пив, пив» (ю.-серб., Лесковацкая Морава). У болгар обряд с кудахтаньем полазник совершался также чаще всего в этот день.

Каков Игнат, таков и август месяц.

Женщинам нужно было подготовить дом к празднику — вымыть пол, почистить да подкрасить.

Молодые люди формировали рождественские ватаги для весёлых колядований и все готовили различное праздничное снаряжение — Дидух, «Паучки», «Ежики», а также учили тексты рождественских колядок. Приводились в порядок рождественские одежды.

Если, для оберега дома, 1 января полагалось поклониться земле, то 2 января приходила пора дом оберечь: вокруг дома (или сразу всей деревни или села) крестьяне обносили иконы.

В этот день полагалось стряхивать иней с яблонь — для урожая.

Подмечали, что чем сильнее морозы, тем жарче лето.

Деревья в инее — небо будет синее.

admin